Классическим примером колёсного шасси можно считать крестьянскую телегу, которая раньше широко использовалась для перевозки грузов и людей. Современные же шасси на колёсах куда более совершенны и продуманы. В частности, их используют для оснащения передвижных бытовок. Эти мобильные конструкции можно использовать как места для временного проживания людей, в качестве складов для инструментов и оборудования и для других целей. Хорошо оснащённая бытовка будет удобной и практичной, а покупать её выгоднее напрямую у производителя.
Если у конструкции есть шасси любого типа, в том числе и колёсное, то такая конструкция уже становится транспортным средством. Бытовка на колёсах тоже считается транспортом, но не самоходным, а прицепным. Она должна быть оснащена фарами для безопасной езды и иметь габариты, которые вписываются в нормативы стандартных грузоперевозок. Благодаря наличию колёсного шасси конструкция приобретает сразу несколько преимуществ. Так, с помощью шасси происходит перемещение бытовки на дальние расстояния и в пределах площадки, на которой она используется. Шасси позволяет не устраивать фундамент для установки бытовки, благодаря чему экономятся время и средства. Бытовка является прицепом, который оснащён стояночными, аварийными и рабочими тормозными системами.
Основные сферы использования вагон-домов на шасси:
Для того, чтобы шасси было проще ремонтировать, оно оснащается стандартными колёсами для грузовиков. На шасси можно поставить даже ту бытовку, которая уже была в использовании. Для этого её конструкцию нужно укрепить, а также обновить её лакокрасочное покрытие.
Есть несколько вариантов крепления шасси: на несущий кузов, подрамник или раму. Если говорить о передвижной бытовке, то в ней можно реализовать крепление шасси только на раму. Жёсткая сварная рама, сделанная из проката или гнутого профиля, является одним из основных элементов конструкции. Также в неё входят: передний поворотный мост, задний мост без поворотного механизма, прицепное устройство, амортизаторы, механический стояночный и аварийный тормоза, страховочный трос, гидравлическая тормозная система и другие элементы.
Производство передвижной бытовки подразумевает раздельную сборку колёсного шасси и собственно домика. После этого два готовых элемента объединяются в одну цельную конструкцию. Для установки бытовки следует использовать прицеп с высокой рамой и повышенной проходимостью.
В зависимости от конструкции колёсное шасси с бытовкой имеет определённые эксплуатационные характеристики. Это:
Бытовка на колёсах отличается надёжностью и прочностью, имеет более низкую эксплуатационную нагрузку, чем грузовой полуприцеп или прицеп. Самыми надёжными и долговечными являются бытовки, сделанные из металлического профилированного листа или сэндвич-панелей.
Несмотря на надёжность, ни одна мобильная бытовка не защищена от неисправностей. Так, металлическим элементам угрожает коррозия, особенно при повышенной влажности в месте использования вагончика. Рессорные пластины и пары трения подвержены износу, также возможны механические повреждения разных систем конструкции.
Мобильная бытовка на колёсном шасси может похвастаться внушительным эксплуатационным ресурсом. Каждый год она может проезжать сотни тысяч километров, не нуждаясь в капитальном ремонте. В эксплуатации вагон-домов есть несколько нюансов.
Для того, чтобы можно было легко заходить в бытовку и выходить из неё, она оснащается лестницей. Для обогрева в бытовке монтируется система отопления. Чтобы сделать её работу более эффективной и уменьшить расход энергоносителя, в вагончике делают небольшой тамбур. Благодаря ему уменьшаются потери тёплого воздуха.
Основные потери тепла в мобильной бытовке приходятся на нижнюю ограждающую конструкцию. Чтобы снизить эти потери, прибегают к двойному утеплению пола вагончика. Что касается габаритов бытовки, то максимальные составляют 6 на 3 метра. Это из-за того, что ограничение для габаритного груза по ширине составляет 3,5 м.
Использовать бытовки на колёсном шасси очень удобно по нескольким причинам. Во-первых, эту мобильную конструкцию можно перевезти на любое расстояние и установить в любом отдалённом уголке, где это позволяют условия. К тому же для транспортировки бытовки не нужно грузоподъёмное оборудование и спецтехника. Перевозится она с помощью достаточно мощного автомобильного транспорта.
Во-вторых, вагончик можно ремонтировать в полевых условиях. И в-третьих, эксплуатация вагончика практически не требует финансовых вложений, за исключением отопления в зимний период и использования энергоносителей для работы оборудования.
Передвижная бытовка на колёсном шасси станет выручкой там, где нужно организовать временное проживание людей. При хорошем уходе она прослужит много лет, а при необходимости её можно очень быстро переоборудовать и приспособить для других целей, кроме проживания.