Удаленные строительные, горно- и нефтедобывающие, буровые и геологоразведочные работы могут производится и в холодное время года. Поэтому мобильные вагон-дома, в которых планируется временное проживание рабочих, должны быть оснащены системой отопления. Она создаст оптимальные бытовые условия для комфортно пребывания персонала.
При этом система отопления должна быть экономной. Обогрев не утепленного вагончика наиболее невыгоден. Поэтому утеплению уделяется особое внимание при конструировании передвижных бытовок. Важно, чтобы не происходило потери тепла через неплотные соединения, щели, неутепленный цоколь. Еще на экономность влияет вид источника тепла и необходимое количество теплоносителя.
Существует несколько эффективных вариантов отопления – многоходовая печь, жидкотопливный котел, обогреватель газовый, классическая печь «буржуйка», электроприборы. Выбор подходящего варианта должен основываться на планируемых режимах эксплуатации, размерах бытовки и стоимости самого топлива.
Классическая «буржуйка» обходится недорого. При этом в процессе ее монтажа нужно соблюдать требования пожарной безопасности. Эта печь быстро нагревает помещение. Устанавливается на металлический лист, который уложен на полу и смонтирован на стене. Место выхода наружу дымохода «буржуйки» обязательно необходимо изолировать базальтовым утеплителем.
Чтобы эта печь работала исправно, нужно постоянно подкидывать в нее дрова или другие разновидности твердого топлива. Обслуживается она вручную и стоит недорого. При этом имеет низкий КПД, потому что много тепловой энергии уходит в дымоходную трубу.
Деревянная печь позволяет сжигать дрова и различные древесные отходы для обогрева бытовки. Для ее нормального функционирования необходимо обеспечить подачу воздуха и обустроить дымоход. В процессе эксплуатации нужно иногда убирать золу. По сравнению с «буржуйкой» деревянная печь имеет более сложное конструктивное исполнение.
Речь идет о масляных радиаторах, воздушных конвекторах, электрокотлах. Они не требуют постоянного вмешательства. Работают автономно, поддерживая оптимальную температуру в вагоне-доме. Функционируют без лишнего шума. Постоянно обслуживать их не нужно. В момент перегрева они моментально отключаются, так как оборудованы специальным реле, предупреждающим возгорание устройства. При этом электроприборы потребляют много энергии, которая стоит дорого.
Они легко монтируются в вагончике, максимально удобны в эксплуатации, не нуждаются в дымовой трубе, нагревает помещение буквально за 20-30 минут. Для функционирования конвектора нужно приобрести сжиженный газ.
Периодичность заправки таким топливом достаточно высокая, поэтому такой вариант отопления считается достаточно дорогим. Сжиженный газ продается в специальных баллонах. Поэтому необходимо обустроить место для их хранения. Это дополнительные расходы (нужно использовать специальные металлические ящики). Однако такое оборудование остается востребованным в условиях, когда нет доступа к электричеству.
Есть более дешевая альтернатива этим конвекторам – переносной обогреватель. Он стоит дешево и может быстро нагревать помещение. Однако количества газа в баллоне не хватает на продолжительную работу обогревателя.
Он работает на солярке, которая легко подается к точке обогрева, быстро не испаряется и не нуждается в предварительном подогреве. Такое оборудование крайне эффективно. Функционирует в автоматическом режиме. За час его работы расходуется ориентировочно полтора-три литра солярки (тут многое зависит от мощности прибора). Это топливо достаточно дорогое, поэтому подобные отопительные аппараты не пользуются большой популярностью.
Эффективность функционирования и экономность – это два ключевых критерия выбора отопительного оборудования для передвижного вагона-дома. Если планируется постоянное пребывание людей в такой бытовке, то лучше использовать аппараты с небольшим расходом топлива и высокой надежностью. Если же внутри вагончика рабочие будут находиться недолго, то для обогрева идеально подойдет классическая «буржуйка».